Зловещая долина
Эффект «зловещей долины» хорошо известен, например, мультипликаторам. Люди испытывают симпатию к пушистому созданию или человекоподобному роботу – но только до тех пор, пока человекоподобие невелико. По мере того, как существо делается всё более и более похожим на человека, симпатия переходит в сильное отторжение и неприязнь. Пугает не само сходство, а любое отклонение от нормы в поведении — например, заторможенная мимика.
В 1978 году японский ученый Масахиро Мори провел опрос, исследуя эмоциональную реакцию людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется — но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Неожиданный спад на графике «симпатии» и был назван «Зловещей долиной», притом Масахиро Мори обнаружил, что анимация усиливает и позитивное, и негативное восприятие.
Пионеры компьютерной анимации - студия Pixar внезапно столкнулись с этим эффектом при работе над короткометражным мультфильмом «Оловянная игрушка» (1988 год). Оказалось, что ещё во время тестовых просмотров аудитория возненавидела взгляд псевдореалистичного ребёнка Билли. Сильная негативная реакция аудитории убедила Pixar избегать излишне реалистичных человеческих персонажей в своих будущих проектах. C тех пор анимационная студия сосредоточилась на фильмах о живых игрушках, любопытных роботах и говорящих машинах.
Недавно команда Айши Сайгин (Ayse Saygin) из Калифорнийского университета в Сан-Диего исследовала, что происходит в человеческом мозге в моменте, когда человек смотрит на объект, принадлежащий «зловещей долине». При просмотре записей человекоподобного робота в мозге начинается настоящий конфликт. Точнее говоря, наблюдается повышенная активность теменной доли коры больших полушарий, которая, в частности, связывает двигательные отделы мозга с анализом движений. По мнению авторов работы, это говорит о появлении раздражающего нас несоответствия между нашими ожиданиями того, как должен двигаться объект, похожий на человека, и тем, как он движется в реальности.
Чувство иррациональной тревоги, возникающей от человекоподобного существа с небольшими отклонениями от нормы, были описаны ещё в 1818 году Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей». Психоаналитические истоки явления можно найти и в статье Зигмунда Фрейда «Жуткое». Основная идея Фрейда заключалась в том, что, вопреки всеобщему мнению, нам становится жутко не от столкновения с чем-то неведомым и чужеродным, а, наоборот, с тем, что нам хорошо знакомо, но немного отличается от того, что мы привыкли видеть.
#prostotoys